Все виды безопасности - от сигнализации до физической охраны.
a-k-b.com.ua

в раздел Ответ юриста

Эвакуация автомобиля на штрафплощадку

"Добрый день! 19.09.05 мой автомобиль был эвакуирован службой "Киевдорсервис". На момент эвакуации автомобиль находился на Бессарабской площади. В протоколе об эвакуации (не о нарушении), который был заполнен сотрудником ГАИ, не указано точное расположение автомобиля на момент эвакуации. Кстати, часть протокола была ранее заполнена от имени сотрудника "Кобра" Дергоусова Сергея Николаевича, остальную часть заполнил сотрудник ГАИ, прибывший на место эвакуации, - в результате протокол заполнен двумя разными почерками. Указано, что "затримання проведено у зв'язку з стоянкою в зоні дії дорожнього знаку 3.34 "Зупинку заборонено", а також на перехресті". Автомобиль был со включенной  "аварийкой", не препятствовал движению пешеходов и транспорта. Действия сотрудников "Киевдорсервиса" регламентируются постановлением Киевского горсовета №216/1090 от 27.11.2003.

Кстати, протокол о нарушении ПДД мне так и не вручили. Я вижу неправомерность в действиях сотрудников ГАИ и Киевдорсервиса. Прав ли я? С постановлением 216/1090 от 27.11.2003 меня ознакомили уже на штрафплощадке "Киевдорсервиса". Там указано, что решение об эвакуации транспортного средства принимает инспектор. Эвакуация производится также в его присутствии. Не понятно следующее: на основании ЧЕГО инспектор принимает решение об эвакуации? В ПДД за нарушение пункта 3.34 следует штраф. Инспектор ГАИ действует в пределах правил дорожного движения. Если он принял решение об эвакуации, а об этом ничего не сказано в ПДД, значит он превысил полномочия?"


Попробуем разобраться в этой ситуации.
Начнем с того, что автомобиль принадлежит Вам на праве собственности. Согласно ст.41 Конституции, право собственности является нерушимым. Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Принудительное отчуждение и конфискация имущества возможны только в случаях, установленных законом. Согласно ст. 321 Гражданского кодекса Украины, лицо может быть лишено права собственности или ограничено в его осуществлении только в случаях и в порядке, установленных законом. Следовательно, какие-либо ограничения права собственности могут быть установлены только законом, но не подзаконными нормативными актами (постановления, распоряжения, приказы и т.п.) и не актами органов местного самоуправления.
Основания для запрета эксплуатации транспортного средства установлены статьей 37 Закона «О дорожном движении» №3353-ХII от 30.06.1993. Эта статья запрещает эксплуатацию транспортного средства в случае:

  • нарушения правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения во время изготовления транспортных средств;
  • переоборудования транспортных средств с нарушением требований закона;
  • технических неполадок, при которых эксплуатация транспортных средств не допускается;
  • несоответствия регистрационных данных записям в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте, техническом или регистрационном талоне);
  • несоответствия  государственных  номерных знаков  требованиям  стандартов  или  регистрационным документам;
  • отсутствия талона о прохождении государственного технического осмотра.

Эксплуатация транспортных средств с целью недопущения их опасного влияния на жизнь и здоровье людей или угрозы ухудшения экологической ситуации может быть ограничена или запрещена в отдельной местности, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации.
Согласно пункта 31.7 Правил дорожного движения (утвержденных постановлением КабМина от 10.10.2001 № 1306) эксплуатация транспортного средства запрещается путем доставки его на специальную площадку или стоянку Госавтоинспекции в случаях, предусмотренных законодательством. Что фактически и является эвакуацией.
Как видно из приведенной статьи закона, нарушение правил остановки и стоянка в запрещенном месте не является основанием для запрета эксплуатации транспортного средства.
Нарушение правил стоянки и остановки является административным правонарушением (ст. 122 КоАП). Следовательно, оформление такого правонарушения и производство по делу о таком правонарушении должно производиться в соответствии с требованиями Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП).
Мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. КоАП предусматривает следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное  изъятие  предмета,  явившегося  орудием  совершения  или  непосредственным  объектом административного правонарушения;
  • конфискация    предмета,    явившегося    орудием    совершения    или    непосредственным    объектом административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного гражданину;
  • исправительные работы;
  • административный арест.

Является ли эвакуация транспортного средства административным взысканием?
Возмездным изъятием? – Согласно ст. 28 КоАП возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения состоит в его принудительном изъятии по решению суда и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Конфискацией? – Согласно ст. 29 КоАП конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства по решению суда.
Следовательно, эвакуация транспортного средства не является административным взысканием, предусмотренным КоАП или каким-либо другим законом.

Ст. 122 КоАП за нарушение правил остановки и стоянки предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,5 необлагаемого налогом минимума доходов граждан (3.40 грн – 8.50 грн), как вид административного взыскания. И штраф этот наложить может исключительно суд (ст. 221 КоАП).
На основании рассмотренных документов можно сказать, что эвакуация транспортных средств является неправомерной по своей сути.
Действия работника милиции могут быть обжалованы в органы внутренних дел, прокуратуру или суд. В случае нарушения работником милиции прав и законных интересов гражданина соответствующий орган милиции обязан принять меры к восстановлению этих прав, возмещению причиненного ущерба и,  по требованию гражданина, публично принести извинения. Служебное лицо милиции, нарушившее требования закона или ненадлежащим образом выполняющее свои обязанности, несет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность за свои действия либо бездействие.
Участник дорожного движения имеет право обжаловать действия работника милиции в случае нарушения последним законодательства.
Инстанции, в которые можно обжаловать неправомерные действия работника милиции:

  • вышестоящему руководству данного работника (жалоба на имя начальника подразделения МВД, в котором работает данный работник – данные можно взять из удостоверения);
  • в районную/городскую прокуратуру (зависит от подчиненности подразделения МВД);
  • в суд по Вашему месту нахождения (жалоба на неправомерные действия работника милиции).

Заявление (жалоба) должно быть рассмотрено в течение 30 дней и должен быть предоставлен письменный обоснованный ответ. Если ответ не будет предоставлен в 30-тидневный срок, либо не устроит Вас, его также можно обжаловать – в вышестоящий орган, вышестоящую прокуратуру, либо в суд.
Кроме того, владелец транспортного средства может обратиться в суд с целью возмещения причиненного ему ущерба (был причинен ущерб при эвакуации, невозможность пользоваться транспортным средством послужила причиной упущенной выгоды и т.д.)

в раздел Ответ юриста

© Юридическая компания «Центурион». Все права защищены, 2011-2015гг.